Диагностика неотложных состояний у детей

Понедельник, 26 июля 2010 г.
Рубрика: Руководство фельдшера
Метки:
Просмотров: 17554

Диагностика  неотложных  состояний  у  детей

Различия  в  диагностике  неотложных  состояний  у  детей  и  взрослых существенно уменьшаются по мере роста ребёнка и к школьному возрасту.

они  становятся минимальными. С  точки  зрения неотложной диагностики, семилетний ребёнок — это взрослый, имеющий меньшую массу тела и, как правило,  еще «не  пострадавший»  от  влияния  окружающих  природных  и социальных  факторов.  Для  врача,  оказывающего  неотложную  помощь  на догоспитальном этапе, возраст ребёнка и соответствующие ему возрастные анатомо-физиологические особенности определяют  специфику диагностики неотложных состояний у детей.

В условиях работы врача СМП существуют ещё несколько особенностей, определяющих специфику диагностического процесса.

  Отсутствие постоянного наблюдения за больным.

  Возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре.

  Анатомо-физиологические отличия детского организма.

  Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения.

Именно  этим  объясняется  приоритет  тактической  гипердиагностики («утяжеление»  синдромов)  при  госпитализации  большинства  пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача осмотра — выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза врач СМП, в отличие от большинства врачебных специальностей, должен идти от следствия к причине.

При  осмотре  ребёнка  сохраняются  основные  принципы  пропедевтики, однако каждый этап имеет свою специфику:

  вместо сбора анамнеза и мытья рук врач первоначально оценивает степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятиях по жизненным показаниям;

  затем  определяется  состояние  центральной  нервной  системы (уровень сознания,  наличие  общемозговой  симптоматики,  судорожного  синдрома),  центральной  гемодинамики,  дыхания  и  при  необходимости  выполняются неотложные мероприятия.

Анамнез

Анамнез — важная составляющая экстренной диагностики на догоспитальном этапе. Ребёнок раннего возраста мало жалуется, фантазирует, а родители часто не имеют достаточной наблюдательности, опыта и идут на поводу вопросов врача. Кроме того, один из родителей может заведомо искажать сведения, особенно, если что-то (например, травма) случилось по его недосмотру.

Ребёнок  грудного  возраста  на  различные  патологические  воздействия может

отвечать  однотипными  реакциями (крик,  беспокойство,  нарушения  сна  и бодрствования, срыгивание и рвота, изменение стула и т.д.).

В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится по данным анамнеза и только в 30% случаев — по результату физикального обследования.

Ограниченность  времени  заставляет  врача  СМП  собрать  только  необходимые данные для выработки своевременного тактического решения и определения объёма неотложных мероприятий.

Во  время  сбора  анамнеза  необходимо  обратить  внимание  на  поведение ребёнка, гиподинамию, вялость или гиперактивность, изменение аппетита, нарушение сна. Сонливость и вялость у обычно активного ребёнка является

тревожным  признаком,  характеризующим  симптом  угнетения  ЦНС.

Срыгивания,  рвота,  одно- или  двукратный жидкий  стул  у  детей  грудного возраста не являются обязательным признаком инфекционного поражения ЖКТ, это может быть началом любого заболевания.

В анамнезе важно выявить наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и её последствий, для исключения возможности её манифестирования. Уточняют  течение беременности матери и родов,  а также, наблюдается ли ребёнок у  специалистов. Чем младше ребёнок,  тем вероятнее, что данное  заболевание связано или развивается на фоне перенесённой  внутриутробной  инфекции,  гипотрофии,  рахита,  перинатальной патологии,  врождённых  пороков  развития  и  т.д. Обязательно  собираются сведения о приведённых прививках, поствакцинальных реакциях, контактах с  инфекционными  больными.  Особо  внимание  уделяется аллергологическому  анамнезу.  Основная  же  часть  диагностических мероприятий, сбора анамнеза и объективного обследования у детей раннего возраста  не  имеет  принципиальных  различий  от  таковых  в  других возрастных группах.